Текущие усилия правительства России пока не позволяют сделать дошкольное образование доступным для всех жителей страны, что приводит к переполненным группам, с которыми воспитатели не в состоянии справиться. А жёсткие пожарные и гигиенические стандарты превращают дошкольные учреждения в стерильные, но обезличенные помещения. Вместо игр, образовательные программы делают основной уклон на подготовку детей к школам.
Текущие усилия правительства России пока не позволяют сделать дошкольное образование доступным для всех жителей страны, что приводит к переполненным группам, с которыми воспитатели не в состоянии справиться. А жёсткие пожарные и гигиенические стандарты превращают дошкольные учреждения в стерильные, но обезличенные помещения. Вместо игр, образовательные программы делают основной уклон на подготовку детей к школам.
Таковой является современная система дошкольного образования в России, согласно подготовленной экспертами РАНХиГС докладной записке о текущем положении дел в системе дошкольного образования.
Как отмечают исследователи, на начальном этапе жизни ребенка нельзя игнорировать специфику его развития, поскольку это грозит серьёзными проблемами в его дальнейшей жизни, включая и обучение в школе. И именно этот «фундамент», по словам специалистов РАНХиГС, на сегодняшний день вызывает серьёзные опасения.
Основной проблемой является нехватка мест в детских садах, так как в результате «беби-бума» конца 2000-х годов и сокращения количества детсадов до недавнего времени оказалось, что возможность отдать ребенка в дошкольное учреждение выпадет далеко не каждому. Согласно госстатистике, количество дошкольных образовательных учреждений с 2008 года сократилось с 45,6 тысяч до 44,3 тысяч только в 2013 году, при этом число воспитанников увеличилось на 800 тысяч человек.
А стремление многих местных властей решить упомянутую проблему увеличением числа детей в группах приводит к тому, что одному воспитателю приходится следить за большим количеством детей, вплоть до 50 человек.
Не меньше вопросов возникает к самим педагогическим кадрам. От них реалии современного образования требуют таких качеств, как вариативность и разнообразие. Такая академическая свобода предполагает наличие у воспитателя целого ряда компетенций и умений, необходимых для организации процесса образования в условиях вариативности. Между тем, в детских садах, как отмечается в докладной записке, продолжают работать выходцы старой модели образования или воспитатели, вообще не обладающие необходимой базой навыков. Также не соответствует притоку квалифицированных кадров в ДОУ уровень зарплат – самый низкий в образовании.
Далеко не лучшим образом обстоит ситуация даже в столице государства, где власти рапортуют президенту о том, что потребности в детских садах полностью удовлетворены. На самом же деле в Москве берут детей с 2,5 лет, что вынуждает мам отложить свой выход на работу. Также имеются проблемы с квалификацией кадров и зарплатой, несмотря на указы главы государства.
Фото взято с сайта http://www.bembisad.ru.