Советский экстернат, просуществовавший с 1935 года, имел ряд серьезных ограничений, не считая полного отсутствия интернет-коммуникаций и других технических возможностей того периода. В требованиях советской системы школьного образования превалировала форма классно-урочных занятий.
Экстернат рассматривался как исключительная мера: длительная болезнь ребенка, частая смена места жительства по роду работы или службы родителей (дальний гарнизон, метеостанция, гастроли в разных городах и т.п.). Также экстернат достаточно часто применялся как вариант обучения одаренных детей.
Вопрос о переводе на экстернат, как правило, обсуждался с родителями, у которых возникали подобные обстоятельства. Основная же масса семей оставалась в неведении или имела очень отдаленное представление о дополнительных возможностях обучения в школе в виде построения занятий по индивидуальной образовательной траектории.
Современные технические возможности, как и прагматизм нового поколения, оживили интерес к экстернатуре. Попробуем осветить наиболее популярные и интересные вопросы об экстернате, но для начала дадим определение этой формы обучения.
Экстернат (от латинского externus — посторонний) – форма обучения, предполагающая самостоятельное изучение образовательной программы по индивидуальному графику (без посещения школы/университета) с обязательной промежуточной и итоговой аттестацией в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию.
Кто имеет право перейти на экстернат: правовые аспекты
С 2012 года об экстернате заговорили в связи с принятием нового «Закона об образовании», в котором прописаны нормы семейного обучения (для учеников 1-9 классов) и самообразования (для старшеклассников). Закон урегулировал гарантии на обязательное среднее образование и индивидуальный подход в обучении.
Ограничений в выборе форм получения образования нет: учиться можно как в образовательном учреждении (очно, очно-заочно и заочно), так и вне школы (семейное обучение и самообразование). Закон допускает выбор формы обучения для каждого ребенка, и причиной для перехода на экстернат могут быть не только проблемы со здоровьем или занятость одаренных детей в специализированных школах, но и, например, сложные отношения с учителем или учениками в классе, индивидуальные психологические особенности ребенка.
Но не стоит забывать, что при любой форме обучения экстерны обязаны сдавать промежуточные и итоговые аттестации. При этому ученику предоставляется право выбора школы, где он будет сдавать экзамены: при переходе на экстернат нужно написать заявление в произвольной форме, согласно правилам делооборота. В заявлении должна быть указана школа для прохождения аттестаций (при желании ее можно сменить, уведомив об этом). В заявлении также желательно сослаться на действующий закон, чтобы заранее устранить возможные бюрократические препятствия.
Поблизости к дому может не оказаться школ, имеющих соответствующую аккредитацию, и поэтому придется поискать нужное учебное заведение, для прохождения аттестаций. Экстерны получают документ об образовании, который ничем не отличается по форме от обычного аттестата.
Школьный экстернат: «за» и «против»
Как правило, решение о переходе на экстернат принимают родители. В особенности, если речь идет об обучении ребенка младшего и среднего школьного возраста. Ведь, приключения маленького героя комедии «Один дома» выглядят забавно только с экрана телевизора, и никто из родителей не захочет такое пережить в реальности. Старшеклассники могут принимать решение самостоятельно. Но в любом случае оно должно быть очень взвешенным. Поэтому необходимо серьезно отнестись не только к выбору формы обучения, но и к психологическим аспектам семейного обучения и самообразования.
При переводе ребенка на экстернат родители ребенка должны объективно проанализировать все возможные ситуации и их последствия.
Преимущества заочного школьного обучения
- Экономия времени: нет необходимости в обязательном и ежедневном посещении уроков;
- Время для занятий можно подбирать произвольно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, состоянием здоровья, графиком посещения специализированных школ;
- Подбор индивидуальной программы в соответствии с интересами и уровнем подготовки ребенка, но с учетом базовых знаний, для сдачи промежуточных аттестаций и итоговых экзаменов;
- Возможны индивидуальные занятия с репетиторами: в некоторых школах занятия с детьми-экстернами проводят преподаватели ВУЗов, что является неплохим шансом для будущего поступления и получения высшего образования;
- По желанию ребенок может посещать практические и лабораторные занятия в школе, участвовать во внеурочных занятиях, конкурсах и олимпиадах, пользоваться учебниками и любой справочной литературой, имеющейся в школе.
У каждого преимущества существует «обратная сторона медали», о которой дети, ввиду отсутствия жизненного опыта, могут не догадываться. Поэтому ответственность за принятие решения о переводе ребенка на экстернат ложится, в первую очередь, на его родителей.
О недостатках экстерната
- Младшие школьники, в любом случае, должны находиться дома под присмотром взрослых, а это автоматически означает, что один из взрослых членов семьи должен отказаться от амбициозных карьерных планов и обеспечивать необходимые условия для семейного обучения; при ежедневном посещении школьных занятий родители располагают свободным временем для реализации личных планов, пока ребенок находится под присмотром учителей;
- Поддерживая самостоятельность и серьезные мотивации старшеклассников родители должны быть абсолютно уверены, что их благие намерения не окажутся, в итоге огромным разочарованием; не следует забывать о сложностях пубертатного периода в жизни подростков, который совпадает с периодом обучения в старших классах и часто становится причиной неконтролируемых эмоций и поступков, вызванных гормональными изменениями в организме подростка;
- Дети-экстерны, конечно, могут посещать школьные праздники, чтобы иметь воспоминания о первом звонке и выпускном бале, но какими будут эти воспоминания, если ребенок во время этих редких посещений не успел построить личных отношений с одноклассниками? А ведь школьная дружба – самая крепкая, и она часто сохраняется на всю жизнь. Да и первые навыки социализации, приобретаемые в школьном коллективе, играют важную роль в жизни каждого человека, о чем не следует забывать: экстернат, в любом случае – частичная социальная изоляция.
Если нет особо веских, безальтернативных причин для перевода ребенка на экстернат, то, в остальных случаях, этот вопрос лучше обсудить с психологом. К сожалению, люди, по-прежнему, не научились предвидеть на многие годы вперед, и об этом следует помнить, решая судьбу ребенка.